Вход в систему

Поможет ли новая региональная система безопасности? Выступление Председателя РНК АТССБ В.А. Никонова на 8-й Генеральной конференции АТССБ (Ханой, 22 ноября 2011 г.)

В этом году произошло примечательное событие. В алфавитном супе международных организаций, который варится в Азиатско-Тихоокеанском регионе, впервые появились две организации с совпадающим набором стран участниц: Восточноазиатский саммит (EAS) и формат Совещаний министров обороны АСЕАН+ (ADMM+). Это уже является известным индикатором того, какие организации (или организация) оказываются центральными звеньями системы безопасности в АТР. Появилась и большая явность относительно функций отдельных структур.
В принятой на Шестом Восточноазиатском саммите (19 ноября, о.Бали, Индонезия) декларации о принципах взаимовыгодных отношений было подчеркнуто общее видение роли ВАС как «руководимого лидерами форума для диалога по широкому кругу стратегических, политических и экономических вопросов, представляющих общий интерес, и озабоченный целью продвижения мира, стабильности и экономического процветания в Восточной Азии».
Похоже, формат АСЕАН+8 устраивает всех. По крайней мере, тех, кто в него входит, а все ключевые игроки входят. В саммите ВАС на Бали 19 ноября впервые принимали участие в качестве полноправных членов Соединенные Штаты и Российская Федерация, хотя президент Дмитрий Медведев и не приехал, поскольку через две недели выборы в Думу, на которых президент возглавляет список правящей партии.
Имеющийся состав участников ВАС позволяет вырабатывать согласованные подходы практически по любому вопросу. Но, представляется, в повестку его работы должны включаться по-настоящему крупные, стратегические проблемы. В качестве основных направлений сотрудничества могут рассматриваться:
1. Укрепление экономической безопасности. Все страны региона (а многие из них являются участниками «большой двадцатки») заинтересованы в реформировании глобальной финансово-экономической архитектуры, чтобы не допустить второй волны. Если мыслить по-крупному, следует ставить целью такого расширения всеобъемлющее экономическое партнерство, которое сделает возможным выход в перспективе на создание многосторонней зоны свободной торговли в АТР. Экономическое сотрудничество может включать высокие технологии, в том числе мирный атом, космические исследования, применение глобальных навигационных и телекоммуникационных систем.
2. Энергетическая безопасность и энергоэффективность. Россия готова вносить растущий вклад в решение этих проблем, включая и традиционные энергоносители, и «зеленую энергию», и сжиженный газ. На сегодняшний день наша страна является крупнейшим производителем энергии на планете, но ее доля на энергорынке АТР все еще меньше 1%. Ситуация вокруг Фукусимы диктует также необходимость укрепления международно-правовой базы обеспечения безопасности ядерных объектов.
3. Чрезвычайные ситуации (Disaster Management). Это включает в себя развитие систем раннего предупреждения стихийных бедствий и техногенных катастроф, внедрение современных технологий ликвидации их последствий. Россия считает представленные в рамках ВАС предложения США, Австралии, Индонезии на этот счет полезными и заслуживающими дальнейшего обсуждения.
4. Здравоохранение, включая создание единой стратегии профилактики и борьбы с новыми и возвращающимися инфекционными болезнями, предотвращения их распространения за пределы эндемических территорий.
5. Экология и изменение климата. Особого внимания требуют вопросы охраны, рационального использования, информационного обмена в области водных ресурсов. Заслуживает поддержка инициативы создания Восточноазиатского центра исследований в области изменения климата.
6. Образование как основа развития человеческого капитала и прорыва в будущее.
ВАС не может быть, и не будет единственным звеном архитектуры безопасности в АТР. Но сегодня потенциал форума заметно вырос. У него есть все предпосылки стать платформой стратегического диалога по ключевым вопросам регионального порядка. Безопасность региона должна опираться на партнерскую сеть многосторонних организаций и диалоговых форумов, в которую входили бы также Региональный форум АСЕАН (АРФ), Совещание министров обороны стран-членов АСЕАН и диалоговых партнеров (СМОА+), АТЭС (где Россия будет председателем в 2012 году), ШОС, Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Я бы еще назвал РИК и БРИКС, которым тоже не безразлична ситуация в регионе. Но именно у ВАС есть наибольшие предпосылки, чтобы взять на себя роль концептуального, координирующего центра и инициатора создания такой сети, налаживания партнерских связей между организациями, уточнения их специализации. С полным признанием того факта, что АСЕАН остается системообразующим фактором интеграции в АТР, а между Россией и АСЕАН существует совпадение позиций по всем основным вопросам региональной и глобальной повестки дня.
Особенно важно в этой связи разделить повестки дня Восточноазиатских саммитов, АРФ, СМОА+. На мой взгляд, СМОА+ (ADMM+) могла бы специализироваться на вопросах чрезвычайного реагирования, безопасности на море, военной медицины, борьбы с терроризмом и миротворчества. В рамках АРФ, где тон задают министры иностранных дел, могли бы обсуждаться вопроса нераспространения оружия массового поражение, борьбы с терроризмом, невоенные аспекты морской безопасности. Что касается практической работы по таким острым темам, как ядерная проблема Корейского полуострова, Южно-Китайское море, территориальные конфликты, Афганистан, - она может осуществляться на двусторонней основе или на специализированных многосторонних площадках.
Важно вести работу по созданию в регионе атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, отказа от конфронтации, попыток вычерчивать новые разделительные линии, блоковой политики, наращивания военного присутствия. Отношения должны строиться на принципах неделимости безопасности, что исключало бы логику игры с нулевой суммой
Итак, поможет ли новая система безопасности. Хотелось бы надеяться, что поможет. Но она точно не помешает.